Наличие тахометра на мотоцикле или автомашине позволяет избегать чрезмерных оборотов двигателя, что способствует повышению его долговечности. Тахометр представляет собой измеритель частоты следования импульсов напряжения, возникающих на прерывателе во время работы двигателя. Связь частоты вращения двигателя с частотой f, Гц, импульсов выражается соотношением:
f=Zn/30N
где Z — число цилиндров, N — число тактов; n — частота вращения, об/мин.
Импульсы с прерывателя поступают на вход тахометра. Так как при каждом размыкании прерывателя возникает серия затухающих импульсов, то для выделения наибольшего из них служат элементы Д1, R1, С1, R2, Д2, транзистор Т1 и дифференцирующая цепь С2, Д3, Д4. Из-за большого сопротивления нагрузки транзистора Т1 форма напряжения на его коллекторе близка к прямоугольной. После дифференцирования напряжение с коллектора транзистора Т1 выделяется один отрицательный импульс, соответствующий наибольшему всплеску напряжения на прерывателе.
Импульсы с дифференцирующей цепи поступают на ждущий мультивибратор (транзисторы Т2 и Т3), который вырабатывает калиброванные импульсы постоянной длительности. Частота следования этих импульсов равна частоте размыканий прерывателя. Через эмиттерный повторитель Т4 импульсы от ждущего мультивибратора поступают на миллиамперметр, шкала которого градуирована непосредственно в оборотах в минуту. В тахометре можно использовать любой миллиамперметр с током полного отклонения от 0,5 до 5 мА.
Детали тахометра монтируются на печатной плате размером 45X80 мм. Переменный резистор R9 типов СПЗ-1б, СП-0,4, но его вполне можно заменить и постоянным соответствующего номинала. Для мотоциклов и автомашин с «минусом» на массе транзисторы должны быть обратной проводимости — типов МП37, МП38, КТ315.
Для налаживания тахометра на его вход подают напряжение 10—50 В от любого низкочастотного генератора. Установив частоту, найденную по формуле (1) для максимальных оборотов двигателя, резистором R9 добиваются полного отклонения стрелки миллиамперметра, после чего ось резистора фиксируют. Уменьшая затем частоту генератора, отмечают на шкале точки, соответствующие n=1000, 2000 об/мин и т. д. Чтобы исключить влияние колебаний питающего напряжения на точность показаний тахометра, предусмотрен простейший стабилизатор (Д5, R10).