Самодельный автомобильный ионизатор воздуха

Самодельный автомобильный ионизатор воздуха.

Вы никогда раньше не интересовались, почему в маленьких помещениях так часто бывает душно. Всё потому что воздухом с преобладанием молекулярного газа дышать тяжелее, чем ионизированным кислородом. А в закрытых помещениях ионов воздуха в 10 – 15 раз меньше, чем на открытом воздухе. К тому же любые электрические приборы поглощают отрицательно заряженные частицы из воздуха.

Ну, а через системы вентиляции и отопления автомобилей проходит и вовсе мёртвый воздух. Возможно, из-за воздуха лишённого ионов кислорода, вас за рулём машины так часто и клонит в сон. Впрочем, есть смысл подумать, об установке прибора для ионизации воздуха в любом случае. Поскольку, вдыхая богатый ионами воздух, можно делать профилактику болезней дыхательных путей, кроветворных органов и сердечно-сосудистой системы.

Ещё одна, немало важная, польза от ионизатора заключается в том, что он достаточно хорошо устраняет неприятные запахи. Поэтому, если в салоне машины кто-то курит, то и в этом случае пригодится ионизатор, он же быстро удаляет зловоние от табачного дыма.

Хватит рассуждать, пора приступать к делу. Ведь ионизатор имеет совсем простую конструкцию, и его не сложно собрать самому. Для сборки самоделки понадобятся доступные детали, которые можно найти дома или дёшево купить.

Прибор, который мы будем собирать, состоит из трёх отдельных частей.

  1. Импульсный генератор.
  2. Повышающий трансформатор.
  3. Умножитель напряжения.

Теперь нужно посмотреть, как отдельные части ионизатора соединены вместе на схеме, и узнать какие запчасти понадобятся для его сборки.

Ion6

Импульсный генератор собран на микросхеме интегрального таймера NE555, которая стоит всего 0,3 – 0,5 доллара. Микросхема имеет два режима работы: высокоточный таймер и

генератор прямоугольных импульсов. В данной схеме она подключена для работы во втором режиме.

Ion1

Все подключённые до микросхемы резисторы (R2 на 1 кОм и R3 около 3 кОм), конденсаторы (C1 на 10 пФ и C2 около 3 пФ) образуют времязадающую RC-цепочку. Резистор R1 на 5 – 10 Ом ограничивает ток на затвор полевого транзистора IRL3705. Повышая ёмкости конденсаторов или уменьшая сопротивления резисторов RC-цепочки можно уменьшить частоту работы генератора, и наоборот. Хотя это не так важно для работы ионизатора.

Гораздо важнее подобрать полевой транзистор. Так как собираемый генератор является однотактным, то вся нагрузка ложится на один ключ – транзистор. Поэтому мало того, что транзистор должен быть подобран достаточной мощности (свыше 70 Вт), а также его потребуется закрепить на теплоотводе – радиаторе.

Ion2

Повышающий трансформатор должен иметь первичную обмотку с 7 – 8 витками провода диаметром 0,8 мм, и вторичную обмотку с 700 – 800 витками провода диаметром не меньше 0,1 мм. Низковольтную первичную обмотку трансформатора совсем просто намотать виток к витку, а высоковольтную придётся постараться уложить равномерно слоями по 70 – 80 витков. Также между слоями вторичной обмотки желательно прокладывать обмоточную изоляцию.

Сердечник повышающего трансформатора должен быть сделан из феррита, потому что трансформатор работает в импульсном режиме. Но, достать магнитопровод из такого материала совсем не сложно, поскольку маленькие трансформаторы, намотанные на ферритовом стержне, можно найти в старых блоках питания компьютера. Также они установлены в цоколях КЛЛ (экономных лампах), да и в другой импульсной аппаратуре, которая заселила сегодня каждый дом.

Ion3

Умножитель напряжения, в нашем случае, четырёхкратно увеличивает напряжение с вторичной обмотки трансформатора. Собирается эта часть схемы из высоковольтных диодов и неполярных конденсаторов. Диоды можно купить, а можно забрать КЦ106 из умножителя напряжения строчной развёртки отечественного телевизора, или найти импортные 2CL72, 2CL73, R4000, R5000 в других умножителях. Конденсаторы нужно найти на рабочее напряжение свыше 3 кВ, и одинаковыми ёмкостями от 470 до 3300 пФ. Оптимально подойдут конденсаторы ёмкостями по 2200 пФ, и на напряжение 5 кВ или 6,3 кВ.

Ion4

Собранный умножитель желательно залить эпоксидной смолой или свечным стеарином (парафином), чтобы избежать пробоя при близком расположении к другим частям ионизатора.

Концы проводочков, выходящие из умножителя, можно припаять к двум металлическим сеткам расположенным друг от друга на небольшом расстоянии, или просто залудив их, развести на расстояние 2 – 3 мм.

Ion5

После соединения всех элементов схемы ионизатора вместе, готовый прибор необходимо поместить в пластмассовую трубку подходящего диаметра. Эта трубка-ионизатор в салоне машины будет лежать на боку, в удобном месте. Главное чтобы хватило длины выведенных наружу проводов для подключения прибора к сети питания машины.

Автор: Виталий Петрович.



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 10
  1. Дмитрий

    А искры не будут образовываться при небольшом расстоянии проводников или сеток? И можно ли видео работы собранного устройства?

  2. Admin (автор)

    Здравствуйте Дмитрий. Искры могут образоваться если множитель и сетку не залить эпоксидной смолой или парафином. Видео, к сожалению нет. только фото.

  3. Андрей

    Хотя бы фото.. “двух металлических сеток, расположенных друг от друга на небольшом расстоянии” )))
    И еще. Не будет ли влиять его работа на систему зажигания и другие электронные приборы автомобиля? ;) А то возможно придется выбирать: или дышать ионизированным кислородом или ехать дальше )))))))))

  4. Admin (автор)

    Здравствуйте Андрей, Влияние, естественно, будет. Ведь ионизатор воздуха не в ходит в основную комплектацию авто.

  5. Роман

    А катушка зажигания автомобильная не сойдет вместо транса?

    1. Admin (автор)

      Отличная мысль про катушку зажигания! Можно смотать с неё проволоку или снять обмотки целиком, если получиться. А всунуть её собранную как есть в ионизатор нельзя. Сердечник автомобильных, мотоциклетных катушек зажигания сделан из материала, который относительно медленно перемагничивается. В старых катушках он набран их тонких пластин трансформаторного железа, в новых импортных изделиях сердечник металлопорошковый. Всё равно ни одна катушка зажигания не будет работать при частотах 15-35 МГц генератора ионизатора. В машинах они работают на намного меньших частотах от 16 до 250 Гц. Нужен феррит, который больше углерод, чем металл. Ферритовые трансформаторы сейчас везде. Даже в древних телевизорах они с строчной развертке, в ТДКС – там где самое высокое напряжение.

  6. Денис

    Здравствуйте!
    На заказ можете изготоаить данную модель?
    Вещь полезная, но к сожалению самостоятельно проделать ряд описаных процедур по изготовлению мне не под силам…

    1. Admin (автор)

      Здравствуйте. Мне под силу собрать этот ионизатор. А как организовать передачу в руки? Нужно уточнять, кто совершает международные перевозки у нас в городе.
      А в чем конкретно возникли трудности? Трансформатор изготовить: найти обмоточный провод ПЭТВ-2, ПЭТД-2 (два слоя эмали предпочтительно), освободить ферритовый сердечник из поломанной КЛЛ (чтоб две части сердечника аккуратно разобрать, его нужно немного нагреть феном или над электропечкой).
      Собрать умножитель. Здесь может возникнуть затруднение только в поиске высоковольтных конденсаторов.

  7. михаил

    А какие еще диоды можно использовать???

    1. Admin (автор)

      Для самодельного ионизатора воздуха могу сказать точно: подойдут любые диоды вытянутые из каскадного умножителя любого ЭЛТ-телевизора – с электронно лучевой трубкой. У старых моделей телевизоров удобнее снять: есть отдельно строчный трансформатор из которого выходит высоковольтный провод с присоской и в стороне установлен готовый умножитель напряжения. У, так сказать, новых телеков, поскольку они уже давно и быстро вытесняются LCD-панелями, все собрано в одном устройстве – ТДКС, засунуто в общий корпус и залито компаундом, который легко размягчается при нагреве строительным феном.

Добавить комментарий

5 + шесть =