Регулятор оборотов двигателя постоянного тока 12 вольт

Регулятор вращения для мотора

На простых механизмах удобно устанавливать аналоговые регуляторы тока. К примеру, они могут изменить скорость вращения вала мотора. С технической стороны выполнить такой регулятор просто (потребуется установка одного транзистора). Применим для регулировки независимой скорости моторов в робототехнике и источниках питания. Наиболее распространены два варианта регуляторов: одноканальные и двухканальные.

Видео №1. Одноканальный регулятор в работе. Меняет скорость кручения вала мотора посредством вращения ручки переменного резистора.

Видео №2. Увеличение скорости кручения вала мотора при работе одноканального регулятора. Рост числа оборотов от минимального до максимального значения при вращении ручки переменного резистора.

Видео №3. Двухканальный регулятор в работе. Независимая установка скорости кручения валов моторов на базе подстроечных резисторов.

Видео №4. Напряжение на выходе регулятора измерено цифровым мультиметром. Полученное значение равно напряжению батарейки, от которого отняли 0,6 вольт (разница возникает из-за падения напряжения на переходе транзистора).  При использовании батарейки в 9,55 вольт, фиксируется изменение от 0 до 8,9 вольт.

Функции и основные характеристики

Ток нагрузки одноканального (фото. 1) и двухканального (фото. 2) регуляторов не превышает 1,5 А. Поэтому для повышения нагрузочной способности производят замену транзистора КТ815А на КТ972А. Нумерация выводов для этих транзисторов совпадает (э-к-б). Но модель КТ972А работоспособна с токами до 4А.

Регулятор вращения для мотора

Регулятор вращения для мотора

Одноканальный регулятор для мотора

Устройство управляет одним мотором, питание осуществляется от напряжения в диапазоне от 2 до 12 вольт.

  1. Конструкция устройства

Основные элементы конструкции регулятора представлены на фото. 3. Устройство состоит из пяти компонентов: два резистор переменного сопротивления с сопротивлением 10 кОм (№1) и 1 кОм (№2), транзистор модели КТ815А (№3), пара двухсекционных винтовых клеммника на выход для подключения мотора (№4) и вход для подключения батарейки (№5).

Регулятор вращения для мотора

Примечание 1. Установка винтовых клеммников не обязательна. С помощью тонкого монтажного многожильного провода можно подключить мотор и источник питания напрямую.

  1. Принцип работы

Порядок работы регулятора мотора описывает электросхема (рис. 1).  С учетом полярности на разъем ХТ1 подают постоянное напряжение. Лампочку или мотор подключают к разъему ХТ2. На входе включают переменный резистор R1, вращение его ручки изменяет потенциал на среднем выходе в противовес минусу батарейки. Через токоограничитель R2 произведено подключение среднего выхода к базовому выводу транзистора VT1. При этом транзистор включен по схеме регулярного тока. Положительный потенциал на базовом выходе увеличивается при перемещении вверх среднего вывода от плавного вращения ручки переменного резистора. Происходит увеличение тока, которое обусловлено снижением сопротивления перехода коллектор-эмитттер в транзисторе VT1. Потенциал будет уменьшаться, если ситуация будет обратной.

Регулятор вращения для мотора
Принципиальная электрическая схема
  1. Материалы и детали

Необходима печатная плата размером 20х30 мм, изготовленная из фольгированного с одной стороны листа стеклотекстолита (допустимая толщина 1-1,5 мм). В таблице 1 приведен список радиокомпонентов.

Регулятор вращения для мотора

Примечание 2. Необходимый для устройства переменный резистор может быть любого  производства,  важно соблюсти для него значения сопротивления тока указанные в таблице 1.

Примечание 3. Для регулировки токов выше 1,5А транзистор КТ815Г заменяют на более мощный КТ972А (с максимальным током 4А). При этом рисунок печатной платы менять не требуется, так как распределение выводов у обоих транзисторов идентично.

 

  1. Процесс сборки

Для дальнейшей работы нужно скачать архивный файл, размещенный в конце статьи, разархивировать его и распечатать. На глянцевой бумаге печатают чертеж регулятора (файл termo1), а монтажный чертеж (файл montag1) – на белом листе офисной (формат А4).

 

Далее чертеж монтажной платы (№1 на фото. 4) наклеивают к токоведущим дорожкам на противоположной стороне печатной платы (№2 на фото. 4). Необходимо сделать отверстия (№3 на фото. 14) на монтажом чертеже в посадочных местах. Монтажный чертеж крепится к печатной плате сухим клеем, при этом отверстия должны совпадать.  На фото.5 показана цоколёвка транзистора КТ815.
Регулятор вращения для мотора

Регулятор вращения для мотора

Вход и выход клеммников-разъемов маркируют белым цветом . Через клипсу к клеммнику подключается источник напряжения. Полностью собранный одноканальный регулятор отображен на фото.  Источник питания (батарея 9 вольт) подключается на финальном этапе сборки. Теперь можно регулировать скорость вращения вала с помощью мотора, для этого нужно плавно вращать ручку регулировки переменного резистора.

Регулятор вращения для мотора

Регулятор вращения для мотора

Для тестирования устройства необходимо из архива распечатать чертеж диска. Далее нужно наклеить этот чертеж (№1) на плотную и тонкую картонную бумагу (№2 ). Затем с помощью ножниц вырезается диск (№3).

Регулятор вращения для мотора

Полученную заготовку переворачивают (№1 ) и к центру крепят квадрат черной изоленты (№2) для лучшего сцепления поверхности вала мотора с диском. Нужно сделать отверстие (№3) как указано на изображении. Затем диск устанавливают на вал мотора и можно приступать к испытаниям. Одноканальный регулятор мотора готов!

Двухканальный регулятор для мотора

Используется для независимого управления парой моторов одновременно. Питание осуществляется от напряжения в диапазоне от 2 до 12 вольт. Ток нагрузки рассчитан до 1,5А на каждый канал.

  1. Конструкция устройства

Основные компоненты конструкции представлены на фото.10 и включают: два  подстроечных резистора для регулировки 2-го канала (№1) и 1-го канала (№2), три двухсекционных винтовых клеммника для выхода на 2-ой мотор (№3), для выхода на 1-ый мотор (№4) и для входа (№5).

Регулятор вращения для мотора

Примечание.1 Установка винтовых клеммников не обязательна. С помощью тонкого монтажного многожильного провода можно подключить мотор и источник питания напрямую.

  1. Принцип работы

Схема двухканального регулятора идентична электрической схеме одноканального регулятора. Состоит из двух частей (рис.2). Основное отличие: резистор переменного сопротивления замен на подстроечный резистор. Скорость вращения валов устанавливается заранее.
Принципиальная электрическая схема.

Примечание.2. Для оперативной регулировки скорости кручения моторов подстроечные резисторы заменяют с помощью монтажного провода с резисторами переменного сопротивления с показателями сопротивлений, указанными на схеме.

  1. Материалы и детали

Понадобится печатная плата размером 30х30 мм, изготовленная из фольгированного с одной стороны листа стеклотекстолита толщиной 1-1,5 мм. В таблице 2 приведен список радиокомпонентов.

Регулятор вращения для мотора

  1. Процесс сборки

После скачивания архивного файла, размещенного в конце статьи, нужно разархивировать его и распечатать. На глянцевой бумаге печатают чертеж регулятора для термоперевода (файл termo2), а монтажный чертеж (файл montag2) – на белом листе офисной (формат А4).

Чертеж монтажной платы наклеивают к токоведущим дорожкам на противоположной стороне печатной платы . Формируют отверстия на монтажом чертеже в посадочных местах. Монтажный чертеж крепится к печатной плате сухим клеем, при этом отверстия должны совпасть. Производится цоколёвка транзистора КТ815. Для проверки нужно временно соединить монтажным проводом входы 1 и 2 .

Регулятор вращения для мотора

Регулятор вращения для мотора

Любой из входов подключают к полюсу источника питания (в примере показана батарейка 9 вольт). Минус источника питания при этом крепят к центру клеммника. Важно помнить: черный провод «-», а красный «+».

Регулятор вращения для мотора

Моторы должны быть подключены к двум клеммникам, также необходимо установить нужную скорость. После успешных испытаний нужно удалить временное соединение входов и установить устройство на модель робота. Двухканальный регулятор мотора готов!

В АРХИВЕ представленные необходимые схемы и чертежи для работы. Эмиттеры транзисторов помечены красными стрелками.

Источник: servodroid.ru

Дополнительная статья ЧИТАТЬ 
 



Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Комментариев: 17
  1. Андрейка

    Полезно. А то напридумывали схем на 555 схеме. А тут все просто и понятно для начинающего….. Спасибо!

    1. Admin (автор)

      Здравствуйте Андрей. Спасибо. Если есть вопросы задавайте. отвечу.

      1. Андрейка

        Приветствую! Вопросики и пожелания есть именно для начинающих. Пожелание. Сейчас много всяких очень простых схем на микросхемах, всякие мигалки, пищалки и т.д. Вот можно снять как правильно собрать и запустить рабочую схемку таких “игрушек”… Сам когда-то начинал с простых схем …мультивибраторов. Было интересно……особенно когда начинает работать.
        Вопросик. А чего форум не открыли?
        Спасибо!

  2. Андрейка

    Еще вопросик. Это Ваш ресурс? http://www.servodroid.

    1. Admin (автор)

      Здравствуйте еще раз. Спасибо за ответы.
      На счет пожелания, я обязательно увеличу кол-во статей для начинающих радиолюбителей. Из-за свой основной работы – я просто не успеваю добавлять материалы. Если желаете, я мог бы авторизовать как автора, где вы смогли бы выкладывать и продавать свои поделки, схемы и прошивки к ним.

    2. Admin (автор)

      Нет, но это наш партнер.

  3. Андрейка

    А, вот еще что. Забыл в прошлый раз написать. Начинающим не мешало бы обозначить выводы транзистора Э-Б-К,… как на схеме, так и на самом транзисторе. А то так и не будут понимать какой контакт куда…))

    1. Андрейка

      Сори, увидел на картонке(мелко)..))

  4. sergio

    полезная статья тоже балуюсь самоделками хочу сделать ради интереса

    1. Admin (автор)

      Спасибо за оценку!

  5. Роман

    Здравствуйте! Хорошая рабочая схема. Спасибо.
    А есть ли столь же простые схемы управления микродвигателем с изменением направления вращения?

    1. Admin (автор)

      Здравствуйте. На нашем сайте опубликована новая статья, посвященная этой тематике – Самые простые схемы управления вращением двигателем постоянного тока Можете ознакомиться. Если возникнут Вопросы – наши специалисты Вам подскажут и объяснят. Спасибо!

  6. Александр

    Добрый день.
    Попробовал собрать по этой схеме, но не могу добиться вращения 4-6 об/мин. Как исправить ситуацию?

    1. Admin (автор)

      Чтобы не усложнять схему регулятора, можно посоветовать, для начала увеличить сопротивление резистора R2 до 1.5 кОм. Затем заменить транзистор на аналогичный биполярный n-p-n проводимости, большой мощности, низкой частоты. Даже одинаковые по типу транзисторы имеют разные ВАХ.

  7. андрей иванов

    спасибо огромное!!!!!!!!!!все отлично работает обороты регулируются.только почему то включение двигла происходит со средины потенциометра.но всеравно СПАСИБО ОЧЕНЬ НУЖНАЯ И ПРОСТАЯ СХЕМА…из радио деталей я собрал дивайс впервые в жизни и сам…

    1. Admin (автор)

      Здравствуйте Андрей, Очень рад, что Вам понравилась данная статья и схема. Еще не менее рад, что у Вас все получилось.
      Удачи в новых поделках. если возникнут какие-либо вопросы смело задавайте – постараемся ответить.
      Если есть идеи каких-либо поделок , также можете поделиться – соберем ! и разместим.!

  8. Сильвер

    Добрый день!
    Спасибо огромное за Ваш сайт, все толково описано!
    Хочу сделать одноканальный регулятор вращения двигателя.
    У меня есть двигатель МОТОР ХП130-2 производитель Xpower, питание будет две пальчиковых батарейки по 1,5.
    Подскажите какие нужны компоненты (мощность, сопротивление).
    Я пока, полный 0.

Добавить комментарий

девять − девять =