Для отечественных автомобилей ВАЗ модельного ряда от 2103 до 2108 можно изготовить простое электронное устройство, применяемое в контролировании процессов работы вентилятора. Эти машины оснащены датчиком ТМ 108, который замыкает и размыкает питание на охлаждающую систему.
Если такой датчик выйдет из строя, то его практически не возможно отремонтировать. Обычно в автосервисах решают эту проблему простой заменой детали. К сожалению, перегорают такие датчики довольно быстро. Продлить работу устройства можно с помощью небольшой обвесной схемы. После ее монтажа датчик будет в течение долгого времени выполнять свои функции без отказано.
В схеме применяется довольно простой триггер Шмидта. Для того, чтобы ее изготовить потребуются следующие детали:
- VТ1 и VТ2 – два биполярных транзистора КТ 315 Б;
- VТ3 – один биполярный транзистор КТ 816 А;
- VD1 – стабилитрон Д 813;
- R1 – резистор на 300 Ом;
- R2 и R3 – два резистора по 3,3 кОм;
- R4, R5, R6 и R7 – четыре резистора на 10, 0,15, 30 и 82 кОм соответственно;
- R8 – терморезистор ТМ 106;
- М1 – вентилятор;
- К1 – реле РС-527.
Электрический датчик имеет простой принцип действия. Для начала R8 (терморезистор) устанавливают на температуру двигателя от +90 градусов. Если этот порог будет превышен, то датчик сработает. Затем через R7 (резистор ограничения тока) сигнал идет на VТ1 и VТ2 (транзисторы триггера Шмидта). Один из биполярных транзисторов замыкается, что переводит сигнал на базу VТ3. После этого происходит переключение реле, и вентилятор начинает работать. При скачках напряжения в сети защиту от ложного срабатывания системы обеспечивает VD1 (стабилитрон).
Специалисты рекомендуют устанавливать транзистор VT3 на один из теплоотводов. Это позволит избежать его перегрева при работе с большими токами и увеличит срок службы детали.