Рассмотренная в данной статье методика ремонта позволяет отремонтировать подобные трансформаторы со 100% вероятностью успеха. Также необходимо запастись терпением и, конечно же, некоторыми слесарскими навыками, плюс ко всему нелишними будут знания по особенностям перемотки обычных трансформаторов.
Давайте рассмотрим ремонт трансформаторов с заваренным сердечником на примере трансформатора от 5,1 ресивера JVC. Как видно на фото, данный трансформатор практически не имеет внешних повреждений и явных признаков повреждений обмоток. Но все меняется, как только мы снимем каркас. Об этом речь пойдет далее.
Разборку трансформатора следует начать с разреза сварочного шва с помощью обычной ножовки по металлу. Для этого необходимо зажать сам трансформатор в тисках и аккуратно распилить шов.
Совет! Воспользуйтесь полотном с мелкими зубьями.
Распил необходимо проводить предельно осторожно, дабы не повредить лакированную изоляцию торцов, близко расположенных пластин.
Совет! Перед началом распила, промаркируйте маркером стороны сердечника, чтобы в конце правильно собрать трансформатор.
После полной распилки осторожно выньте трансформатор из тисков и отверткой с широким жалом отсоедините сердечник от корпуса.
Далее снимите каркас.
На данном этапе разборка закончена, и следующим этапом будет сматывание перегоревшей обмотки и запись количества витков, диаметра проволоки и порядка размещения нумерации выводов.
Вся эта информация очень важна, и ее следует записать, а схему обмотки зарисовать, иначе можно легко допустить ошибку.
Очень часто, вместе с перегоревшими обмотками часто меняют и каркас, так как высокая температура просто сплавляет его. В нашем примере каркас оплавился и ремонту не подлежит.
Процесс изготовления единого нового каркаса из стеклотекстолита можно найти здесь, поэтому этот шаг можно пропустить.
Клеммы изготовлены из штыревых стоек от телевизионных плат, штангенциркулем проведите замеры расстояний между выводами. Далее измерьте диаметры стоек и просверлите отверстия размерами – 0,1 – 0,2 мм. В данные отверстия плотно необходимо зафиксировать штыри. Лишние торчащие концы аккуратно откусываем, и подравнивает надфилем.
В результате должна получиться прочная конструкция.
На данном этапе каркас у нас готов, далее необходимо приступить к созданию межслойной изоляции, для этого необходимо будет нарезать офсетную бумагу соответствующей формы каркаса и бумагу немного толще для межобмоточной изоляции.
Должны получиться вот такие, примерно, полосы шире каркаса на где-то на 3-5 мм. Далее по краям нарежьте бахрому, делается это для того, чтобы обмотки ложились ровно, и не продавливали нижеуложенные слои.
Конечно нарезание бахромы дело муторное, и чтобы облегчить этот процесс был придуман специальный нарезатель.
После того как изоляция готова, далее конструируем деревянную вставку. Вот теперь можно начать мотать.
Для намотки проводом использовалась самодельная намоточная конструкция.
Схемы подобных конструкций можно найти тут.
После завершения необходимо укоротить выводы, залудить и припаять к стойкам.
После всего это, можно обратно собрать трансформатор и провести предварительную проверку и осуществить измерения параметров.
Для этого необходимо надеть каркас обратно на сердечник и приложить нижнюю часть сердечника на свое место.
Всю эту конструкцию закрепите в тисках и подключите питание через сопротивление 1 Ом, то есть через токовый шунт. Аккуратно включите (Помните: безопасность превыше всего) проведите замеры тока холостого хода, а также напряжение на вторичных обмотках.
Если все параметры норме, то можете приступать к сварке. Вместо сварки можно воспользоваться мощным паяльников в 100 Вт, шок пролудить при помощи припоя ПОС-61 и канифоля.
После всех мероприятий, как положено, поставьте трансформатор под нагрузку на пару часов.
Спустя некоторое время проверьте (отключите все от розетки) температуру трансформатора – она не должна превышать – 50 градусов. Такая температура соответствует норме.