Бытовой вентилятор – спасение от летней жары в квартире, где нет кондиционера. Конечно, постоянной температуры он не поддерживает, зато, хоть и немного гоняет воздух по комнате. Бытовой вентилятор, как и любое устройство, имеет тенденцию к поломке, и чаще всего перегорает статорная обмотка.
Новый вентилятор стоит около 1000-1500 рублей (цена очень приблизительная). Во сколько обойдется ремонт этого устройства, если его отдать в мастерскую, давайте подсчитаем.
Ремонт займет около 2-х дней. При ремонте, возможно, возникнет необходимость замены каркаса статорной обмотки, плюс время намотки проволоки, пропитка лаком обмотки, сушка и подобные операции. Здесь еще ко всему прочему прибавится стоимость аренды помещения, заработная плата за 2 дня, соц. выплаты и так далее. Одним словом, цена ремонта может, и не будет стоить нового вентилятора, но она очень будет близка к ней. Так давайте же сами попробуем отремонтировать его. Мы ведь Мужики!
Приступим. Первым делом необходимо снять крышку вентилятора. Бытовые вентиляторы оснащены небольшим однофазным асинхронным двигателем, который имеет короткозамкнутый ротор с мощностью около 20 Ватт. Для тех, кто впервые слышит эти термины, объясню, что:
Ротор – часть электродвигателя, которое вращается за счет магнитного поля. Именно он приводит в движение лопасти вентилятора.
Статор – обмотка, которая находится на сердечнике мотора. Статор преобразует переменный электрический ток во вращающее магнитное поле.
При внешнем осмотре, разумеется, тяжело определить поломку любого устройства, если нет явных внешних признаков. В нашем случае первым делом надо проверить на целостность статорную обмотку и питающий шнур. Сделать это можно при помощи обычного мультиметра. О том, как пользоваться мультиметром, или так называемым тестером, можно узнать ТУТ.
Если же нет под рукой этого устройства, можно воспользоваться «Аркашей». «Аркаша» – это примитивный тестер, и устроен он так:
Проверка показала, что питающий шнур у нас в порядке, у вентилятора просто перегорела обмотка статора. Для ремонта, необходимо будет разобрать двигатель.
Обмотку можно легко снять при помощи отвертки вбивая равномерными ударами, по местам, которые указаны стрелками на картинке.
После того, как обмотка снята, можно приступить к расчету кол-ва витков для обмотки статора.
Для расчета можно воспользоваться следующим алгоритмом:
Напряжение в сети у нас 220 Вольт, мощность моторчика – 20 Ватт, Сечение сердечника 1,2 квадр.см., протекающий ток в катушке – 0,09 А. (было вычислено по формуле I=P/U).
Сечение обмоточного провода можно вычислить:
При переведении площади поперечного сечения проводника из 0,03 кв. миллиметров в диаметр провода, то можно получить по формуле значение равное 0,19 мм.
Где: U – напряжение в сети, Sc – сечение сердечника, Bc – магнитная проницаемость железа обычно имеет значения до 14 000 ге.
Определяем кол-во витков и приступаем к обмотке. Конечно, обмотать вокруг сердечника такое количество витков вручную нереально, поэтому принял решение воспользоваться станком для намотки трансформаторов.
После того как катушка намотана, необходимо будет пропитать ее специальным пропиточным лаком. Делается это обязательно, иначе изоляция проводов в результате вибраций может нарушиться, что приведет к короткому замыканию.
После высыхания лака, аккуратно вставляет сердечник обратно на место. Если все сделано правильно, то проблем возникнуть не должно. Нередко возникают проблемы с направлением вращения лопастей. Данный нюанс легко решается: необходимо только будет снять ротор и установить с другого торца сердечник. Можно вынуть катушку, перевернуть ее на 180 градусов и вставить обратно – тогда вращение изменится.
Так ремонт закончен, можно смело включать и наслаждаться «свежим» ветерком.
Удачи!