Электрические трансформаторы, как таковые, разрабатывались, и в большинстве своем применяются, для изменения напряжения в цепях переменного тока. Классический трансформатор состоит из двух обмоток, электрически друг с другом никак не связанных. Обе обмотки должны быть намотаны на один магнитопровод.
Передача энергии, между обмотками (катушками) происходит при помощи магнитного поля. Согласно закону Ленца для электромагнитной индукции, при пересечении проводника магнитными силовыми линиями, в нем возникает электродвижущая сила заставляющая заряды перемещаться внутри проводника. (Давайте вспомним простой опыт из курса физики, который наглядно демонстрирует это закон).
На этом законе основана работа всех трансформаторов. Если через одну из обмоток трансформатора пропустить постоянный ток, то во вторичной обмотке не возникнет электродвижущая сила и, следовательно, ток (не считая момента включения). А все потому, что магнитные силовые линии, вызванные в магнитопроводе током первичной обмотки, не будут пресекать витки вторичной катушки. Нет пересечения – нет тока. По этой причине постоянный ток не трансформируется. Вообще, слово «трансформатор» очень точно характеризует процессы происходящие внутри этого электроприбора. Первоначально электрический ток трансформируется в магнитное поле, а затем это поле преобразуется (трансформируется) опять в электрический ток. Только ток этот должен быть переменным, то возрастающим, то убывающим, или, на крайний случай, пульсирующим.
Для предотвращения потерь энергии в силовых трансформаторах используется система охлаждения. На них сверху устанавливается расширительный бачок и заливается масло.
Бывают трансформаторы, у которых первичная и вторичная обмотки являются, как бы частью одной и той же катушки индуктивности. Такие устройства называются автотрансформаторами.
Итак, трансформаторы обычно классифицируются по следующим признакам:
По назначению они бывают: | По способу установки: |
– силовые | – стационарные |
– измерительные | – переносные |
– защитные | – наружные |
– лабораторные | – внутренние |
– трансформаторы тока | – шинные |
– трансформаторы напряжения | – опорные. |
– промежуточные. | |
По числу ступеней различают: | По используемому напряжению: |
– одноступенчатые | – высоковольтные |
– каскадные (многоступенчатые). | – низковольтные. |
По типу изоляции: | По количеству фаз |
– с сухой изоляцией | – однофазные |
– с бумажно-масляной изоляцией | – трехфазные. |
– с компаундной изоляцией. |
Для нас, потребителей, наиболее важными из перечисленных, являются силовые высоковольтные стационарные трехфазные трансформаторы, с компаундной изоляцией. Они устанавливаются внутри тяговых подстанций. Именно от их работы зависит, будет ли в нашем доме электричество или нет. Подходящее к тяговой подстанции напряжение, обычно в 10000 вольт, преобразуется в 220 и подается потребителям, то есть нам с вами.
Знать какие бывают трансформаторы и зачем они нужны жизненно необходимо не только электрикам, но и простым гражданам, хотя бы для того, что бы предотвратить техногенные катастрофы. Так, в случае возникновения дыма из высоковольтного трансформатора, или просто громкой его работы (при обычной работе ни не гудят), необходимо срочно позвонить в службу энергосбыта, это, возможно, предотвратит аварию и отключения большого количества потребителей от электроснабжения. Недаром говорили древние: «Знающий человек предупрежден, а предупрежден, значит вооружен».